Война за Дворцовую площадь
В Петербурге разгорелась дискуссия о том, есть ли альтернатива у
Дворцовой площади, когда речь идет о масштабных городских концертах и
других массовых мероприятиях под открытом небом. Как выяснилось, мнения
разошлись.
По мнению одних, местом проведения массовых мероприятий мог бы стать
парк 300-летия Санкт-Петербурга. Но, по мнению других, никакому
празднику не развернуться на его аллеях, среди кустов и деревьев. Как,
впрочем, и на аллеях Александровского парка или Парка городов-героев.
В перспективе местом концертных площадок под открытым небом
предлагалось сделать просторы у «Морского фасада», кварталы
Шкапина-Розенштейна (разумеется, после сноса жутких зданий и
преобразования территории). Или место, которое освободят переезжающие в
Кронштадт «Адмиралтейские верфи».
Будоражат воображение и перспективы использования просторов Новой
Голландии. Но они пока далеки. Да и Роман Абрамович, на которого
некоторые возлагают много надежд, еще не сказал своего слова. И уж
совсем фантастическими кажутся проекты, например, понтонных площадок на
водных просторах города.
Реально действующей для фестивалей и концертов сегодня остается
площадь перед Спортивно-концертным комплексом. И, несмотря на все
аргументы «против», конечно, Дворцовая площадь. Она не должна оставаться
всегда величественно-пустынной. Она может приносить доход не в
городскую казну (как считают некоторые чиновники), а в духовную жизнь
Петербурга.
«Дворцовой площади к лицу парады», — сказал однажды Михаил Пиотровский. По его мнению, только на Дворцовой надо праздновать день Победы и дни рождения Александровской колонны,
что уже и происходит. Первое после 1917 года празднование дня рождения
этого памятника, 175-го по счету, организованное Эрмитажем и
Ленинградским военным округом, состоялось в сентябре 2009 года. Праздник
не испортил даже холодный дождь. По брусчатке торжественным маршем
прошли колонны курсантов военных учебных заведений Санкт-Петербурга.
Состоялся вынос исторических знамен полков-участников Отечественной
войны 1812 года, напомнив всем, что Александровская колонна – священный
памятник победе России этой войне.
Не исключаются на Дворцовой площади и концерты. Но они должны
проходить при условиях жесткого ограничения на силу звука – не выше
82-85 мегагерц. Договор об этом заключала и выполнила, например, группа
The Rolling Stones.
Много споров было о выступлении на Дворцовой площади Мадонны.
Тогда Эрмитаж пошел на компромисс с организаторами концерта: потребовал
гарантий, что «никакого богохульства» не будет» и что будет заключен
договор на обязательное определение предельно допустимой силы звука. Эти
требования организаторами были учтены. Акустическое оборудование на
концерте Мадонны было настроено так, что звук «уходил» не на здания, а в
сторону Александровского парка. Что, как оказалось, ничуть не умалило
великолепия концерта поп-дивы.
И это был не «каприз» Эрмитажа, как писали некоторые газеты, а
обоснованное требование специалистов, подкрепленное исследованиями
Института Грабаря. По их данным, десяток шумных концертов, которые
обычно устраиваются на Дворцовой площади, могут сократить жизнь многих
шедевров Эрмитажа на один год.
И, конечно, памятна война мнений о катке на Дворцовой площади.
Пиотровский называл этот каток вульгарным. И с безысходностью добавлял,
что, может, и хорошо, что его построили: всем стало ясно, чего делать
нельзя.
В рядах сражающихся тогда был
не только Эрмитаж. Помнится, группа молодых людей пришла на Дворцовую
площадь с лыжами, санками, надувным матрасом, шестом для прыжков и
другим спортивным инвентарем и потребовала установить вокруг
Александровской колонны теннисные корты, плавательный бассейн площадки
для футбола и баскетбола. «Один столб уже стоит, поставим второй,
приделаем кольца и можно играть в баскетбол, — заявили они. — Или вон
арка Генерального штаба простаивает – чем не футбольные ворота?».
Акция под названием «Панихида по культуре Санкт-Петербурга» прошла на
9-й день открытия катка. Тогда у забора вокруг сооружения состоялось
возложение траурных гвоздик.
О духовной силе Дворцовой площади не раз говорил кинорежиссер Александр Сокуров. По его мнению, строить что-нибудь,
даже временное, на Дворцовой площади — это все равно, что надевать
одежду на статуи Летнего сада. «Наша великая Дворцовая площадь — этап.
Вернее, может быть, оплот, плотина на пути, скажу мягко, изменения
города. Если эту плотину порушить — все пойдет вразнос, – размышлял
режиссер. — Уберите из города Дворцовую площадь, видоизмените ее — что
останется? Куда приведет Невский проспект? Что станет с Дворцовым
мостом?»
Нынешняя дискуссия о том, где веселиться жителям северной столицы,
конечно, хороший знак. Хочется считать его первым шагом в сторону от
потребительского отношения к великим богатствам города. Тем более, что
участники дискуссии, в конце концов, пришли к выводу: веселиться можно и
надо везде.
Неонилла Ямпольская
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/piter/2010/07/30/758135.html