Объезд сооружений водной инфраструктуры города.
Всемирный клуб петербуржцев в рамках программы «Круглый стол по
эстетике городской среды» провёл 21 июля объезд сооружений водной
инфраструктуры города для обсуждения сегодняшнего состояния плавучих
объектов.
Тема дискуссии возникла не случайно: дельта Невы является своеобразной горизонтальной доминантой
нашего города, которая в свое время во многом определила его
градостроительную концепцию. Такой разветвленной и разнообразной
акватории нет ни в одном городе Европы. Нева, реки и каналы всегда
использовались как транспортные, грузовые и туристские магистрали,
которые обеспечивались определенной инфраструктурой: набережными с
сезонными пристанями и причалами, береговыми постройками, спусками и
т.д. Внешний вид этих сооружений во многом определял эстетику водной
среды Петербурга.
В обсуждении приняли участие:
- Пиотровский Михаил Борисович – директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев;
- Дементьева Вера Анатольевна – председатель комитета по
государственному контролю, использованию и охране памятников истории и
культуры; - Денисенко Наталия Евгеньевна – исполнительный директор Всемирного клуба петербуржцев;
- Карпов Игорь Геннадьевич – председатель совета директоров рекламного агентства «Сайн», член Всемирного клуба петербуржцев;
- Кипрушкин Вадим Альбертович – президент ассоциации «АСТА», попечитель Всемирного клуба петербуржцев;
- Курбатов Юрий Иванович – доктор архитектуры, профессор СПбГАСУ;
- Ляпустин Олег Александрович – заместитель председателя Комитета управления городским имуществом;
- Мамошин Михаил Александрович – руководитель мастерской, академик МААМ;
- Митюрев Юрий Константинович – главный архитектор Санкт-Петербурга;
- Каргина Ольга Сергеевна – генеральный директор Управления водного транспорта Комитета по транспортно-транзитной политике;
- Омельницкий Владимир Владимирович – глава Администрации Василеостровского района;
- Орлова Валентина Трофимовна – председатель правления Всемирного клуба петербуржцев;
- Попов Владимир Васильевич – председатель Союза архитекторов;
- Сиваков Виктор Андреевич – директор Регионального архитектурно-художественного фонда;
- Титов Игорь Вадимович – заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике;
- Уралов Иван Григорьевич – директор института искусств СПбГУ,
профессор Академии художеств, член правления Всемирного клуба
петербуржцев.
В процессе обсуждения участники заседания высказали следующие предложения, мнения и рекомендации:
- При проектировании всех видов плавучих
объектов, размещаемых вдоль набережных рек и каналов и в основных
видовых точках водных пространств считать обязательным: - Одобрить деятельность Регионального Архитектурно-Художественного
фонда и КГИОП по созданию Архитектурно-художественного регламента
«Размещение и архитектурно-художественное оформление причальных
сооружений и крупногабаритных плавобъектов в границах Объединенной
охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга (акватория реки Невы и
ее дельты ниже Большеохтинского моста)». - Принимая во внимание небесспорность опыта имитации облика
исторических судов, тем не менее, согласиться с благотворным влиянием на
городские виды образа парусного флота, его гармоничным сочетанием с
историческими городскими видами и рекомендовать в отдельных случаях
декорирование и стилизацию плавучих объектов различного специального
назначения – клубов и ресторанов, малых плавучих отелей, художественных
галерей, музейных экспозиций и т.д. - Считать целесообразным разработку схемы размещения тематических
причальных сооружений с летними кафе, художественными галереями,
реализацией уникальной, хранящей память места сувенирной продукцией,
плавучими садами, концертными площадками и т.п., что может принципиально
отразиться на привлекательности как плавучих объектов, мест их
размещения, так и городских водных транспортных маршрутов. - Поддержать проект организации сезонных водных транспортных маршрутов (речной автобус, «речной трамвай»).
- Считать целесообразным обеспечить со стороны городской
администрации разработку образцовых унифицированных проектов плавучих
объектов с обязательным исполнением арендаторами объектов на основе
утвержденного проекта. - Считать целесообразным обеспечение гарантированной для
арендатора эксплуатации причальных сооружений и прочих плавательных
объектов в течение 10-летнего срока на основе соответствующих договоров
аренды, возможно и на основе создания частно-государственных партнерств,
в целях повышения качества объектов и сервиса. - Осудить эстетически несостоятельный комплекс плавучих объектов
«Ласточка», грубо нарушивший ценные городские виды (Университетская наб.
в створе Менделеевской линии) и внести его в качестве примера в Красную
книгу. - Считать относительно удачной эстетику причала с вертолетной площадкой у Английской набережной.
- Одобрить проведение праздников на воде («Алые паруса», морские и
речные парусные регаты, парады кораблей, спортивные соревнования и
т.д.) и рекомендовать расширение их тематического спектра (например:
проводить на реках и каналах традиционные петербургские карнавалы,
конкурсы красоты среди жительниц набережных соответствующих рек
(присуждая звание «речных дев»), театрализованные праздники в честь рек и
т.п.). - Считать наиболее правильным комплексный подход в деле охраны
памятников исторического и культурного наследия, рассматривая
перспективы и панорамы водных пространств у набережных как единые
объекты охраны. - Предложить Администрации города и районов помощь Всемирного клуба петербуржцев в разработке подобных акций.
1.1. Обеспечение масштабного соответствия архитектуре набережных, окружающей застройке, архитектурным ансамблям, мостам.
1.2. Обеспечение стилевого единства, как в
целом, так и в границах отдельных рек и каналов. Стремление к стилевой
нейтральности плавучих объектов по отношению к историческому
архитектурному и художественному декору, основным архитектурным стилям.
1.3. Унификацию колористики плавучих объектов
утилитарного назначения с учетом главенствующей роли колористики
городских панорам и видов.
1.4. Минимизацию объемов крытых павильонов и
площади навесов на всех типах причальных сооружений с учетом
климатических особенностей эксплуатации.
1.5. Недопущение превышения плавучими объектами высотных отметок набережных и их парапетов на реках и каналах Санкт-Петербурга.
Подготовить обоснованный расчет и
регламентацию максимально допустимых превышений высотных отметок
набережных Невы, исходя из особенностей эксплуатации и специфики
обслуживания судов типа «Метеор», «Москва» и т.д.
Отметить особенную опасность нарушения
«небесной линии» — сложившегося силуэта исторической застройки, панорам и
перспектив объектами нового строительства последних лет.
Поддержать и одобрить ход работы по
совершенствованию соответствующих Регламентов и рекомендовать принятие
на их основе Закона Санкт-Петербурга.
04 Фев 2000
Устный выпуск альманаха "Тебе, Петербург"29 Мар 1999
Презентация 3-го выпуска альманаха "Тебе, Петербург"