Вернуться назад

Буддийский храм Санкт-Петербурга включен в «Белую книгу».

Всемирный клуб петербуржцев по итогам «Круглого стола по эстетике городской среды» включил петербургский дацан в «Белую книгу». Было отмечено качество реставрационных работ, проведенных под контролем КГИОП специалистами ООО «Возрождение Петербурга», а также работа молодых художников, выпускников Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

Реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Храм буддийский» проводится по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В 2015 году храм был включен в реставрационную программу КГИОП.

В 2015 году на сумму 129 млн. рублей были выполнены работы по ремонту и реставрации фасадов храма и ограды комплекса. В процессе работ отреставрированы гранитные облицовки стен и цоколей, штукатурные профилированные и лепные детали, керамические облицовки фасадов, заполнения проемов, балкон северного фасада, портик южного фасада с перекладкой крыльца, восстановлено историческое цветовое решение здания, отреставрированы прясла и столбы ограды, керамические детали облицовок, парадные ворота храма. Выполнено воссоздание декоративных элементов фасадов (элементы декоративно-прикладного искусства: хвост лани, колокольчики колеса вероучения, элементы чжалсанов, декоративные вставки в круглые окна и др.) и ограды (лотосы на столбах), утраченных в ходе жизни памятника.

В 2016 году выполнены работы по ремонту и реставрации интерьеров третьего этажа храма с восстановлением исторического цветового решения, включая ремонт и усиление конструкций перекрытия, реставрацию витражных конструкций и заполнений витража, храма, реставрацию наружных остекленных конструкций фонаря верхнего света. Стоимость работ – 33,5 млн. руб.

В 2017 году отреставрированы боковые приделы храма на сумму 78 млн. рублей. Проведена реставрация метлахской плитки, с раскрытием (первоначальной) и реставрацией лепной и живописной отделки карнизов, фризов и капителей, в том числе золочение, серебрение и «двойник» (техника, при которой для придания золоту более холодного оттенка его покрывают сначала серебром, а затем золотят).

В 2018 году в храме выполнены работы по реставрации центрального нефа Молельного зала, помещения вестибюля и лестничных клеток. При проведении работ по расчистке стен помещения вестибюля обнаружен живописный фриз со стилизованным растительным орнаментом. В процессе производства работ по расчистке покрытий площадок лестничных клеток обнаружены исторические плитки, имитирующие метлахскую керамику. Объем финансирования по программе КГИОП составил 63 млн. рублей.

В 2019 году по программе КГИОП выполняется реставрация интерьеров утилитарных помещений 4 и 5 этажей храма. Специалистами проводятся работы по ремонту и реставрации перекрытий и полов, а также работы по восстановлению отделочных штукатурных и окрасочных слоёв. На плафонах воссоздаётся профилированная тяга. Объем финансирования работ из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП в текущем году составит 6,7 млн. рублей.

***

Буддийская община в Санкт-Петербурге начала складываться в конце XIX столетия. В этническом отношении это были в основном буряты и калмыки – выходцы с восточных окраин Российской империи из мест традиционного исповедания буддизма: Забайкальской области, Астраханской и Ставропольской губерний, области Войска Донского.

За неимением общего храма бурятские и калмыцкие буддисты собирались для совершения богослужения, как правило, отдельными группами на частных квартирах, перед скромными домашними алтарями с образом (бурханом) Будды Шакьямуни. Те, кто приезжал в Петербург на короткое время, молились прямо в гостиничных номерах.

В городе проживало и немало буддистов-иностранцев – китайцев, японцев, сиамцев – имевших при своих посольствах небольшие молельни. Число таких лиц постоянно росло по мере расширения политических и торговых связей России со странами буддийского Востока.

Летом 1898 года в одном из номеров петербургского журнала «Строитель» промелькнула заметка следующего содержания: «Ввиду большого количества лиц, исповедующих буддийскую религию и проживающих постоянно в Санкт-Петербурге, <…> возбуждено ходатайство об открытии небольшой буддийской молельни, рассчитанной на 100-200 человек. Молельня будет помещаться в одной из центральных частей столицы».

Появление этого объявления совпало с приездом в Россию посланца XIII Далай-ламы Тубтэна Гьяцо, ученого бурятского ламы Агвана Доржиева.

Родом из хоринских бурят, российскоподданный Агван Лобсан Доржиев в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился вместе со своим учителем в Тибет с целью получения высшего буддийского образования. В 1888 году Доржиев получает высшую ученую степень «лхарампа» и в том же году, благодаря своей блестящей учености, назначен одним из наставников юного Далай-ламы. Со временем Доржиев стал ближайшим доверенным лицом и другом Далай-ламы.

В 1909 году Агван Доржиев приобретает у директора Санкт-Петербургской конторы Московско-купеческого банка, потомственного почетного гражданина И.А. Исаева участок земли площадью 648,5 кв. саженей (2 940 м2).

Место, выбранное для постройки храма, было не случайным. Старая Деревня считалась тихой дачной окраиной Петербурга, а купленный участок выходил к Большой Невке, что позволяло соблюсти одно из основных требований древнего буддийского строительного канона, предписывающего возводить монастырскую обитель в уединенном месте, вблизи водного источника.

Выбор места для монастыря или храма в буддизме – это сложный и многоступенчатый ритуал. Он начинается с молебствий и гаданий, в расчет принимаются особенности ландшафта и астрологические приметы. Закладка фундамента начинается лишь после обозначения на земле «квадрата» внешнего периметра здания и зарывания в его центре «бумбы» – сосуда, наполненного разного рода священными драгоценностями: душистыми и лекарственными травами, драгоценными металлами и камнями – золотом, серебром, кораллами, жемчугом, опалами, рубинами и сапфирами, а также бумажными листами с написанными на них молитвами и священными заклинаниями.

Для постройки храма Доржиевым был создан комитет ученых-востоковедов, архитектурный проект здания выполнил студент Института гражданских инженеров Николай Березовский. Березовский приобрел известность в востоковедческих кругах Петербурга благодаря путешествию в Кучарский оазис Восточного (китайского) Туркестана в 1905-1906 гг., откуда он привез множество калек и рисунков со стенной живописи древних буддийских монастырей.

В работе над проектом храма принял участие и Гавриил Васильевич Барановский, автор проекта торгового дома братьев Елисеевых на углу Невского и Малой Садовой и здания Русского географического общества.

Образцом послужил классический тибетский тип храма – «дукан».

«Дукан» – это четырехугольное здание с плоской крышей, храм-школа, где монахи (ламы) собираются для молебствий и занятий. Здание состоит из двух частей – южной, где находится основное помещение для духовных лиц (общий молитвенный зал) и северной, расположенной в задней части дукана и называемой «гонканом» (наиболее недоступная, сокровенная часть храмовой постройки, предназначенная для молений местному божеству). Во втором этаже вдоль стен располагаются кельи монахов – небольшие комнатушки с наружными окнами.

При этом петербургский храм испытал некоторое влияние бурятской традиции (четырехколонный портик, к которому ведут ступени высокой лестницы, напоминает оформление входов в бурятских дуганах) и европейской строительной техники (устройство вестибюля, лестничных клеток и подвальных помещений).

В 1914-1915 гг. велась отделка интерьеров под руководством Николая Константиновича Рериха. Помогали ему приглашенные Доржиевым из Бурятии ламы-художники.

Витражи в световом потолке и в деревянном поясе ограждения молитвенного зала изготовлены по эскизам Рериха. На них изображены восемь «символов счастья», которые можно встретить в каждом буддийском храме: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами.

В целом витражи не свойственны буддийской архитектуре и являются данью увлечению начала XX века (впрочем, как и отделка фасадов гранитом), но благодаря таланту зодчих не выглядят чужеродным элементом в храме.

Классический тибетский тип храма традиционно не имеет окон: свет проникает в него сверху, через световой фонарь на крыше, именуемый «рабсалом». Таким образом, в основное помещение храма свет проникает сверху через световой фонарь и падает на выложенный цветными плитками на полу восьмилепестковый лотос, воспроизводящий символические очертания Шамбалы.

Портик южного фасада венчает композиция из восьмигранного колеса Учения – буддийского символа стремления к совершенству, со стоящими по его сторонам золоченными выколотными медными фигурами ланей на т.н. Лотосовом престоле. По преданию, именно лани пришли на первую проповедь Будды.

К основному южному объему с северной стороны примыкает четырехъярусная башня с часовней наверху – «гонканом», увенчанная золоченным медным фигурным завершением в виде шпиля – «ганчжиром».

По углам главного фасада были установлены традиционные буддийские символы – «чжалцаны» (два вызолоченных украшения конической формы, полые внутри). В ганчжир и чжалцаны при освящении были положены священные молитвенные тексты. Там же должны были находиться девять элементов, имеющих особый сакральный смысл в буддизме: золото, серебро, бронза, сталь, медь, коралл, лазурит, бирюза и жемчуг. Оставшееся свободное пространство заполнялось благовониями.

В 1914 году Николай II утвердил штат духовенства при буддийском храме.

Постройка петербургского буддийского храма завершилась в 1915 году. 10 августа здание освящено настоятелем Агваном Доржиевым. Храм получил название – Дацан Гунзэчойнэй (тибетское название «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»).

Тяготы военного времени оказались непосильным бременем для многих лам. Многие в 1917 году покинули Петроград.

Храм пребывал в запустении. Осенью 1919 года в храме разместилась красноармейская часть, здание подверглось погрому и разрушению.

С середины 1927 года бурятами и калмыками был разработан проект соглашения, по которому храм признавался достоянием буддистов четырех стран, принимавших участие в его строительстве – Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии. В конце 1920-х годов храм в Старой Деревне вновь стал действующим.

В 1933 году умирает патрон Доржиева XIII Далай-лама. В память о нем ламы устроили богослужение, оказавшееся последним. В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при ленинградском дацане перестала существовать.

Агван Доржиев в 1937 году покинул Ленинград и был арестован в Бурятии. 29 января 1938 года 85-летний основатель дацана Гунзэчойнэй скончался в тюремной больнице Улан-Удэ.

В 1938 году здание храма передано со всеми строениями обкому профсоюза рабочих жилищного хозяйства «под спортивные цели».

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция, которая до 1960 года использовалась как «глушилка».

В 1960 году Ленсовет передал здание храма Академии наук на правах долгосрочной аренды. В том же году новым владельцем храма стал Институт востоковедения. Однако вскоре выяснилось, что помещения храма совершенно непригодны для хранения памятников тибетской письменности. В 1962 году президиум Академии наук решил передать здание в пользование Зоологического института для размещения в нем Музея функциональной морфологии.

В начале 1980-х Ленгорисполком принял решение о передаче здания храма в аренду Музею религии и атеизма.

В сентябре 1988 года инициативная группа ленинградских буддистов обратилась с письмом в Совет по делам религий при Совмине СССР с призывом вернуть храм Буддийской церкви.

В 1990 году в храме состоялось первое публичное богослужение.

В 1991 году храм получил свое нынешнее название – Дацан Гунзэчойнэй (тибетское название «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»).

В августе 2003 года в петербургский храм вернулась реликвия – статуя Будды, подаренная храму в начале ХХ века.

Источник публикации