Открытие выставки «Путешествие в Ораниенбаум»
В Мраморном зале Этнографического музея состоялось открытие
выставки «Путешествие в Ораниенбаум».
Пресс-релиз
Всемирный
клуб петербуржцев и Фонд поддержки
восстановления и развития дворцово-паркового
ансамбля Ораниенбаум 13 ноября 2006 года
в 14.00 в Мраморном зале Этнографического
музея открыли выставку «Путешествие в
Ораниенбаум».
На
выставке представлены работы фотохудожников
Светланы и Олега Чехониных, запечатлевшие
уникальный дворцово-парковый ансамбль
«Ораниенбаум» — дворцы, неповторимые
интерьеры, пейзажи. Выставка оформлена
как путешествие по Ораниенбаумскому
музею-заповеднику.
Ораниенбаум,
важнейшее звено системы петербургских
приморских дворцово-парковых ансамблей,
был основан ближайшим сподвижником
Петра Великого – Александром Меншиковым.
Впоследствии – это блестящая резиденция
российских государей и членов императорской
фамилии – Петра III, Александра I,
великокняжеской четы Михаила Павловича
и Елены Павловны, великой княгини
Екатерины Михайловны, герцогов
Мекленбург-Стрелицких. Подтверждением
высочайших историко-культурных достоинств
ораниенбаумских дворцов и парков стало
присвоение статуса Государственного
музея-заповедника, а также включение
их в список Всемирного наследия.
Создание
дворцового ансамбля относится к первой
четверти XVIII века. Начало ему положил
Большой Меншиковский дворец (1711-1727 г.г,
архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель) –
загородная резиденция А.Д. Меншикова.
Дворец был одним из самых грандиозных
сооружений в окрестностях Петербурга.
Ансамбль Большого
дворца, не законченный при жизни
Меншикова, был завершен Ф.Б. Растрелли
в серединке XVIII в., когда Ораниенбаум
принадлежал наследнику престола великому
князю Петру Федоровичу (будущему
императору Петру III). Тогда в Ораниенбауме
начинается новый этап строительства,
связанный с именем архитектора Антонио
Ринальди. Первой его постройкой в
Ораниенбауме была потешная крепость
Петерштадт (1756-1762 гг.). У северо-западного
бастиона крепости А. Ринальди возвел
Дворец Петра III. Внешний облик Дворца
Петра III изысканно прост. Это одна из
первых построек А. Ринальди, сохранившихся
до нашего времени. В 60-70 годы XVIII в. по
проекту А. Ринальди для императрицы
Екатерины II на территории Верхнего
парка создается ансамбль «Собственной
дачи» с Китайским дворцом и Катальной
горкой. Китайский дворец (1762 – 1769 гг.) –
основное сооружение ансамбля. Свое
название он получил по характеру отделки
четырех интерьеров в «китайском вкусе».
В северо-западной
части Верхнего парка возвышается
павильон Катальной горки. Когда-то он
являлся лишь небольшой частью
увеселительного сооружения – Катальных
гор. Горы были разобраны в середине XIX
века, и только сохранившийся павильон
напоминает о сооружениях, существовавших
в России в XVIII в.
У дворцово-паркого
ансамбля Ораниенбаума нелегкая судьба.
Некогда блистательная императорская
резиденция в XX столетии подвергалось
воздействию и революционных, и военных
стихий. Хотя после 1917 года в части
дворцовых зданий и помещений были
устроены музейные экспозиции, разрушение
ансамбля продолжалось. Изъятие экспонатов
на продажу за рубеж и передача в другие
хранилища и музеи, использование под
учебные и складские помещения – все
это нанесло непоправимый урон ансамблю.
В связи с тем,
что Ораниенбаум не был оккупирован
немецко-фашистскими захватчиками, он
не пострадал или мало пострадал в годы
войны. Однако сегодня сложнейший
дворцово-парковый ансамбль требует
полного и комплексного восстановления.
Ораниенбаума по праву считается одним
из самых выдающихся памятников русской
и мировой культуры XIII-XIX веков –
единственной полноценной жемчужиной
стиля рококо в России и одной из лучших
в Европе.
03 Май 2002
Вечер, посвященный 77-летию со дня рождения народного артиста СССР Аскольда Анатольевича Макарова05 Окт 2022
День памяти Ивана Ефремова – учёного, философа, писателя, патриота04 Апр 2012
Форум «От русского Серебряного века к новому Ренессансу»