Симпозиум в Петергофе «Изобретая сад: регулярные парки России и Европы»
6 августа Всемирный клуб петербуржцев, оргкомитет Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» и музей-заповедник «Петергоф» провели симпозиум, посвященный завершению реставрации Верхнего сада в Петергофе.
Тема симпозиума – «Изобретая сад. Регулярные парки России и Европы». Мероприятие было посвящено завершению реставрации Верхнего сада Петергофа – уникального памятника садово-паркового искусства и инженерной мысли первой четверти XVIII века. Созданный при императоре Петре I, Верхний сад благополучно пережил три столетия, сохранив свои главные черты до настоящего времени.
С целью приведения Верхнего сада в тот вид, который он имел в 70-х годах XVIII века, Государственный музей-заповедник «Петергоф» провел комплексную реставрацию, занявшую четыре года – с июля 2020-го по май 2024 года. В основу проекта реставрации легли редкие архивные документы и исторические свидетельства, в первую очередь аксонометрический план Петергофа, составленный П.А. де Сент-Илером.
Началось мероприятие с экскурсии по Верхнему саду. Пройдя по саду в сопровождении замечательных гидов ГМЗ «Петергоф», участники увидели результаты реставрации и были впечатлены тщательностью работ и сохраненным здесь возвышенным настроением императорского сада XVIII века. Мероприятие продолжилось в павильоне «Большая Оранжерея» в Нижнем парке, где обсудили проблемы возникновения, сохранения и реставрации исторических садов и парков России и Европы.
Докладчиков и слушателей поприветствовали генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич и председатель оргкомитета премии «Золотой Трезини» Павел Черняков.
Ольга Черданцева, руководитель Центра компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды Комитета по благоустройству правительства Санкт-Петербурга, член Совета Ассоциации ландшафтных архитекторов России и член Совета СПбГО ВООПиК, открыла заседание докладом «Регулярные сады в Европе XV-XVIII веков: красота в геометрии». Обзор шедевров европейского садово-паркового искусства, от садов испанской Альгамбры до Хет Лоо в Нидерландах, показал масштаб выбранной для симпозиума темы и задал тон последующему обсуждению. Спикер подчеркнула, что исторические сады представляют собой уникальный вид культурного наследия и должны сохраняться безотносительно того, как меняются наши представления об общественных пространствах.
Переключив внимание слушателей уже на садово-парковое искусство России, с докладом на тему «Петровское начало. Регулярные сады первой четверти XVIII века» выступил Андрей Рейман, председатель Совета по ландшафтной архитектуре Союза архитекторов Санкт-Петербурга, член Английского общества исторических садов Gardens History Society (GHS) и историк садового искусства. Исследователь познакомил аудиторию с интереснейшими планами садов петровского времени, как сохранившихся, так и, к сожалению, полностью утраченных. Он отметил, что в формировании смыслового плана Петербурга садам принадлежала такая же важная роль, как проспектам и каналам. Интересно, что некоторые из продемонстрированных планов принадлежат перу как Петра I, так и самого Доменико Трезини.
Главный хранитель садов Государственного Русского музея Александра Алексеева озаглавила свой доклад «Стилевые тенденции Европы и Летний сад: первый опыт презентативности». На конкретных примерах докладчик воспроизвела ход мысли Петра I как посетителя самых знаменитых садов Европы и заказчика своего собственного сада. Сопоставление европейских образцов и вариантов, выбранных для Летнего сада, позволило выделить тенденции, которые для Петра стали ключевыми.
«Верхний сад. Недостижимые идеалы – возможности и результаты» – такую необычную тему выбрали для своего доклада заместитель начальника службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф» Олеся Чайникова и ее коллега, ландшафтный архитектор службы Вероника Воронина. Отчетный доклад о реставрационных работах в Верхнем саду специалисты музея-заповедника превратили в захватывающее повествование о встретившихся на их пути уникальных проблемах и штучных решениях. А главной движущей силой всего грандиозного проекта стала, конечно, мечта об идеальном саде.
Анастасия Калита, директор по развитию бюро «Фикус», протянула мостик между садами уличными и интерьерными, посвятив свое выступление зимним садам Петербурга. Спикер подчеркнула, что идея украшения помещений живыми растениями родилась еще в древнем мире и прошла через всю историю человечества. В докладе она показала конструкции зимних садов и оранжерей разных времен, рассказала, какими трудностями при транспортировке и эксплуатации оборачивалось увлечение экзотическими растениями. Вывод при этом оптимистичен: сегодня зимний сад в доме или общественном пространстве абсолютно актуален, а при его проектировании принято находить оптимальный баланс между комфортом для растения и для человека.
Фоторепортаж: Игорь Бакустин. Заглавное фото предоставлено ГМЗ «Петергоф».
17 Окт 2002
Заседание конкурсной комиссии ЗАКСа на написание текста гимна Санкт-Петербурга — "Гимн Великому городу"19 Май 2022
XVII Санкт-Петербургский международный книжный салон открылся на Дворцовой площади.19 Фев 2000
Творческая встреча с народной артисткой СССР, лауреатом гос.премии СССР, солисткой Мариинского театра, профессором СПб консерватории Ириной Богачевой